Во многих кофейнях это признак хорошего тона: называть гостей по имени и указывать его на стаканчике. Кажется, так было всегда с момента изобретения продажи кофе с собой, но на самом деле традиция существует каких-то 12 лет. Разбираемся, как она стала такой популярной и почему опечатки бариста превращаются в мемы.
Сложно утверждать, кто и где первым начал маркировать стаканчики именами посетителей. Зато хорошо известно, благодаря кому эта традиция стала массовой: всё дело в Starbucks. Когда там стали не только продавать кофе в зернах, а еще и готовить напитки, в сети было менее 20 точек и крошечное меню — и бариста не составляло труда отдавать заказы по памяти. Чем сильнее разрасталась сеть кофеен (сегодня их около 40 тысяч по всему миру) и чем больше напитков они предлагали, тем сложнее было избежать путаницы. Тогда в начале 1990-х бариста начали ставить на стаканчиках отметки: в одних кофейнях писали название напитка, например латте или американо, в других — имя гостя.
Всё изменилось относительно недавно, в 2012 году, когда сеть ввела инициативу First-Name Basis. С этого момента маркировка стаканчиков именами посетителей стала официальным стандартом обслуживания, а бариста носят бейджики со своими именами. Теперь сотрудники кофейни и гости в момент заказа становятся как бы знакомы, даже если видятся впервые.
Чем больше компания, тем сложнее ей выстраивать имидж открытого неформального бренда. Процессы поставлены на поток и автоматизированы: от поставок сырья до действий персонала во время ежедневной рутины. Чтобы сохранить ощущение уюта и личного подхода к каждому гостю, которых ждут от классических кофеен, крупные сети используют множество приемов. Например, отбирают общительных дружелюбных бариста, добавляют в интерьер мягкую мебель, составляют атмосферные плейлисты, а вместо обезличенных номеров заказов пишут на стаканчиках имена. Цель — продавать не только кофе, а еще и настроение, за которым будут возвращаться.
Кроме того, это неплохая реклама: если стаканчик персонализирован, больше шансов, что человек его сфотографирует и выложит снимок в соцсети. А вместе с именем в кадр наверняка попадет и логотип кофейни.
Вдобавок ко всему есть мнение, что собственное имя проще услышать и не пропустить момент, когда заказ можно забирать. Срабатывает эффект коктейльной вечеринки — так называют способность человека выделять важные для себя звуки из общего потока шума. В том числе улавливать, как бариста выкрикивает ваше имя в многолюдной кофейне.
Такое бывает, ведь ошибаются все. Даже существует теория, будто сотрудники кофеен допускают опечатки нарочно по указанию маркетологов, чтобы люди чаще выкладывали посты в соцсети. Так контент становится вирусным — благодаря бурному обсуждению нелепой оплошности.
Ошибки бариста и правда давно стали мемом — даже есть генераторы, предсказывающие, как ваше имя напишут в кофейне сегодня. Тем не менее в реальности причина неточностей, скорее всего, не такая интересная, как теория заговора маркетологов. Дело в том, что посреди фонового гула из зала и звуков работающей кофемашины не всегда легко разобрать речь, особенно когда говорит незнакомый человек. Но надежный способ получить стаканчик именно со своим именем всё же есть — достаточно оформить заказ в мобильном приложении.
Действительно, просьбу назвать имя порой воспринимают как проявление навязчивого маркетинга или даже бестактности — особенно в странах, где принято соблюдать дистанцию и не нарушать личные границы. Этому феномену даже посвящают научные исследования (кроме шуток). А, скажем, во Франции тот же Starbucks на время отказывался от имен на стаканчиках. Впрочем, в итоге традицию вернули: всем угодить невозможно, поэтому логичнее работать на аудиторию, которая разделяет ценность твоих фирменных фишек.
Еще имя всегда можно выдумать, хоть Пироженкой себя назвать. Это отдельное развлечение — и для него тоже есть генераторы!
Поздравляем!
Что-то пошло не так. Попробуйте повторить попытку позднее
В данный момент оплата онлайн невозможна по техническим причинам. Ваша заявка была отправлена без оплаты, скоро мы свяжемся с вами для уточнения деталей.
Произошла ошибка!
К сожалению, мы не смогли обработать текущий запрос. Пожалуйста, попробуйте обновить страницу или отправить запрос позже.
Если проблема сохраняется, пожалуйста, напишите нам.
Пользователь не зарегистрирован. Хотите зарегистрироваться?
Пожалуйста, активируйте свою учетную запись по ссылке в письме, полученном при регистрации
Письмо было повторно отправлено на ваш email. Вы можете запросить письмо для активации аккаунта еще раз через 1 минуту
Ваше сообщение успешно отправлено
Вы оплатили сертификат на курс на сумму .
Посетить курсы можно в Академии Бариста по адресу: Москва, ул. Коровий вал, 5, бизнес-центр «Оазис», 1 этаж.
На указанную почту отправлено письмо с информацией о заказе
В ближайшее время мы свяжемся с вами для уточнения деталей.
Вы оплатили сертификат на посещение курсов Академии Бариста на сумму .
Посетить курсы можно в Академии Бариста по адресу: Москва, ул. Коровий вал, 5, бизнес-центр «Оазис», 1 этаж.
На указанную почту отправлено письмо с информацией о заказе.
В ближайшее время мы свяжемся с вами для уточнения деталей.
Добро пожаловать в Академию Бариста!
Мы рады, что вы решили присоединиться к нашему курсу .
Курсы проходят в Академии Бариста по адресу: г. Москва, ул. Коровий вал, д. 5, бизнес-центр «Оазис», 1 этаж, отдельный вход со стороны 1-го Добрынинского переулка.
На указанную почту придёт письмо с информацией о заказе. Мы также свяжемся с вами в ближайшее время для уточнения деталей.